«Мы – органическая часть Севастополя», – викарный священник «Прихода св. Климента»

Фото: primamedia.gcdn.co
Отец Александр отмечает, что за последний год отношение властей Севастополя к католикам кардинально изменилось 4 июня местная религиозная организация "Приход св. Климента в г. Севастополе" Римско-католической Церкви получила в торжественной обстановке распоряжение правительства Севастополя о передачи бывшего здания кинотеатра "Дружба", расположенного на ул. Шмидта, 1, католической общине. По этому случаю корр. ИА SevastopolMedia встретился и пообщался с заместителем настоятеля прихода, викарным священником отцом Александром Немчиновым . Беседа проходила в квартире многоквартирного дома, расположенного напротив храма, на ул. Б. Морской. Именно в этой квартире, приобретённой настоятелем прихода, 20 лет проходили богослужения католиков. Сколько католиков в общине сейчас, кто они, как обратились в католическую веру, и насколько она крепка, много ли коренных севастопольцев в приходе, кто такой викарный священник, – об этом и многом другом читайте в нашем материале.

— В 1992 году ваша община возродилась. Какие изменения она претерпела с этого момента по настоящее время?

— Я здесь всего лишь два года. И все знания о приходе получил благодаря чтению исторических справок.

Начиналось всё с того, что буквально несколько человек, десяток, собирались и просто молились под стенами храма (бывшего здания кинотеатра "Дружба". – прим. ред.) каждое воскресенье. Со временем стал приезжать священник из Ялты. Там раньше возродилась община, в 1991 году, раньше был передан католический храм. И в Севастополь приезжал священник где-то один-два раза в месяц, проводил богослужения.

Потом снимали помещения в разных местах. Это было вплоть до 1997 года. Не было постоянного священника. И, наконец, в 1997 году была куплена вот эта квартира, в который мы сейчас с вами находимся. И вот уже двадцать лет богослужения проводятся в этой квартире. Несмотря на то, что храм передали, мы пока не можем приступить к богослужению. Надо проводить ещё реставрационные работы.

Как люди узнавали об общине

— Люди видели, как молятся. Собирались, узнавали. Очень часто бывает, что кто-то даже и не знает, что есть католический приход. Но кто-то есть из родственников католики. Дедушки, бабушки. Умирают, обращаются в православный храм, а им говорят, что у вас есть свой приход, обратитесь к ним.

Немало людей – это военнослужащие Черноморского флота. Если брать время до 2014 года, то это были военнослужащие как Черноморского флота российского, так и украинского. В 2014 году поменялось то, что многие военнослужащие украинского флота, которые не перешли в российский флот, уехали, в основном, в Одессу. То есть в приходе стало несколько меньше людей из этих военнослужащих, но зато есть люди, которые приезжают из Сибири. Из разных мест приезжают жить в Севастополь и становятся прихожанами здесь.

Информацию об общине, в основном, получают из интернета. У нас есть крымский католический сайт, там есть данные обо всех приходах, и Севастополя тоже.

Ну и в 2014 году была создана централизованная организация. Всех католиков Крыма объединяет Крымский пасторский округ. Есть епископ, который возглавляет округ, он находится в Симферополе. Яцек Пиль . Он гражданин Польши, имеет вид на жительство.

Квартира, где проходят богослужения. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Квартира, где проходят богослужения. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Квартира, где проходят богослужения. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Квартира, где проходят богослужения. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Квартира, где проходят богослужения. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Квартира, где проходят богослужения. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Элементы богослужения. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Мощи святых. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

1 / 8

Национальный состав католиков и живая вера

— Сейчас католики по национальному составу очень разные. Есть этнические русские. Это люди, которые сами со временем пришли к Богу уже какими-то своими путями. Не то что родители что-то кому-то передали, большинство молодых людей пришли в католицизм сами. Я думаю, что это более живая вера, потому что традиция зачастую – некий обычай и всё. А вера всё-таки это то, что непосредственно соединяет человека с Богом.

О количестве прихожан

— Если посчитать тех, кто приходит иногда, то, может быть, человек до тысячи наберётся. Есть многие, которые даже и не знают о существовании прихода. Были крещены где-то когда-то.

Буквально на прошлой неделе хоронил человека, который был крещён в Петербурге в своё время в католическом храме. Единственном в Питере. После войны, в 40-е годы. И всё, больше он никогда в жизни не сталкивался с храмом. Не был воцерковлён. И сейчас только они обратились похоронить. Такие люди тоже есть.

А таких, которые приходят практически каждое воскресенье, человек двести будет.

Если брать с самого начала, с 1992 по 1997 годы, до приобретения квартиры для ведения служб, когда собирались просто на улице или ещё где-то, там было буквально десятка два-три человека. Когда уже здесь появилось постоянное место, и официально община была зарегистрирована, то возросло число прихожан приблизительно до такого числа, как я вам сказал.

А в 2014 году произошла своего рода ротация. Кто-то уехал на Украину, кто-то приехал с материковой России. Те, кто уехали, возместились теми, кто приехали.

О социальных и возрастных категориях прихожан

— Очень разные люди. И учителя, и рабочие, и электрики, и механики. Абсолютно разные. По возрастному составу – где-то пополам. Старшее поколение и среднее. Молодёжь тоже есть и дети есть. Но с молодёжью всегда сложнее, потому что они постоянно где-то учатся, потом начинаются разъезжаться. Из того костяка в двести человек, о котором я говорил, старшее поколение – это где-то половина. За пятьдесят и старше.

— Насколько известно, ваш приход является самым маленьким в ряду других официальных конфессий, представленных в Севастополе. Можете ли вы сказать, что за счёт такой компактности ваша организация чем-то похожа на большую семью?

— Я думаю, можно так сказать. Потому что люди пересекаются часто, близко, по сути, в домашней обстановке. Поэтому многие говорят: "Будем в храме, будем чужими друг другу" (улыбается). Потому что привыкли здесь собираться. Многие даже дружат уже, кто познакомился в приходе. На праздники собираемся. В квартире проводим чаепития. На Рождество одиноких приглашаем. Не просто пришли–ушли, есть дружеские отношения. Неформальные отношения тоже поддерживаются.

О венчании и других таинствах

— Венчания проводим. Но как-то не между прихожанами. Не знаю, хорошо это или плохо, но вот так.

Венчания в нашем приходе совершаются не часто. Обычно одно-два в год. Последнее было в прошлом году и сейчас в августе намереваются повенчаться две пары. Венчание, как и все остальные таинства, совершается бесплатно, но обычно дают какое-либо добровольное пожертвование (кто сколько может и хочет по своему усмотрению). Кроме того, совершаются все таинства. Евхаристия служится ежедневно, где можно принять Причастие. Исповедь – каждое воскресенье (если есть желающие, то и в будни). Елеопомазание больных – где-то раз в месяц, раз в два месяца. Крещение – раз пять в год. Похороны – пять-десять раз в году. Повторюсь, всё бесплатно, но от добровольных пожертвований не отказываемся.

О материальной помощи друг другу

— Если кто-то умер, помогаем. Вот недавно в одной семье была бабушка, и у неё сын инвалид, она умерла, и мы всем приходом помогали её хоронить. Потому что здесь у них родственников и нет. Они сами в своё время из Белоруссии переселились.

Здесь, в принципе, коренных католиков очень мало. На пальцах одной руки хватит пересчитать. Все погибли во время войны.

Есть у нас одна старушка, ей 90 с чем-то лет, на Северной стороне живёт. Вот она пережила войну здесь. Была крещена здесь. Она помнит, как закрывали храм в 1936 году. Она тогда была маленькой девочкой. И она буквально единственный свидетель из живущих здесь, в Севастополе, всех событий, происходящих с храмом.

А так, в советское время сюда приезжали со всех уголков Советского Союза. Сегодняшние наши прихожане – это люди со всей тогдашней большой страны.

Квартира, где проходят богослужения. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Картина с изображением св. Климента. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Песенники. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Прихожане и священники прихода. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Прихожане и священники прихода. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Квартира, где проходят богослужения. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

1 / 6

— Что собой представляет современный католик в Севастополе? Что нужно преодолевать – и нужно ли вообще что-либо преодолевать, чтобы оставаться католиком в Крыму и Севастополе?

— Я думаю, то же самое преодолевать, что и православному, и мусульманину, и иудею, и вообще, верующему человеку. На самом деле, разница-то небольшая между верующими. Главное – если у человека есть вера, если он хочет исполнять волю Божью, Его заповеди. И вот есть окружающий мир, который далёк от Бога. Это проблема всех людей. Есть люди, которые верят в Бога, и хотят жить с ним, а есть люди, которые вообще о Боге не думают, им это не нужно.

Если мы посмотрим, в нашей стране, не только в Крыму, не только в нашей стране, во всём мире, наверное, людей верующих очень и очень мало. Даже если кто-то где-то принадлежит какой-то общине формально – где-то кого-то покрестили или какой-либо ещё обряд инициации произвели, – то в жизни зачастую человек этим не живёт. Вот я вам даже назвал цифры. Если мы наскребём по всему Севастополю тысячу католиков, то только двести человек, пятая часть, пытается жить в общине, в церкви, а уж кто как на бытовом уровне пытается реализовывать, это не известно.

То есть проблема какая? Как мириться с окружающим миром. Сохранить внутренний мир свой, не растворяясь в потоке всего того, что тебя окружает. Каждый человек по-своему это решает. Для многих община – это отдушина, хотя бы раз в неделю собраться, помолиться, послушать проповедь, уйти от всей этой суеты ежедневной. Это большая помощь.

— Как вы думаете, почему севастопольцы или приезжие обращаются в католическую веру, а не в близкое по духу русскому человеку православие?

— Причина, конечно, у каждого человека своя, почему он нашёл Бога в католической церкви. Могу сказать лишь про свои наблюдения. Человек мог познакомиться через литературу с каким-нибудь католическим святым, и это его приводит в католическую церковь. Кто-то пришёл с другом или знакомым в католическую церковь, и ему понравилось. Кто-то сознательно ищет именно западную форму богослужения и благочестия. Либо кто-то столкнулся с хамством или пренебрежительным отношением к человеку в православной церкви. Есть, кстати, и обратившиеся из протестантских общин. Кто-то ищет Бога везде, и в католической церкви его что-то трогает.

— Как ваша община взаимодействует с другими конфессиями, представленными в Севастополе?

— Скажем так, у нас конфликтов нет. Никаких, ни с кем. Но и, скажем, каких-то общих проектов тоже нет. То есть взаимное мирное сосуществование. Мы посещаем различные мероприятия, на которые приглашают, в том числе, правительство Севастополя. Всегда мы открыты, ни от кого не закрываемся. Особенно это заметил в последний год. Появилось нормальное отношение со стороны властей. До этого нас как-то не замечали. Как будто и не было никого. Сейчас обратили внимание.

Наверно, с возвращением храма общине всё это и связано.

— А как католическая церковь относится к восточным религиям (буддизм, индуизм и т.д.) и различным философским учениям, которые в последнее время приобрели среди молодёжи большую популярность? Ведь речь идёт о сфере влияния за души людей.

— Для католической церкви есть понятия "Церкви-сёстры" в отношении восточных православных церквей. Во всех нехристианских религиях католики уважают понятие Единого Бога. Схематически можно представить круги, удаляющиеся от центра. В центре – католическая церковь, сохраняющая всё предание в целом. Далее – самые близкие церкви в неполном общении с католической церковью – это православные церкви. После – протестантские общины. Иудеи, сохраняющие ветхозаветную традицию. Мусульмане, имеющие понятие Единого Бога. Ну, и остальные религии, где есть признание Бога. Практически во всех религиях можно найти кусочек истины, полноты в церкви Христовой.

Что касается буддизма, то там Бог-Творец отвергается вовсе.

Естественно, что все иные религии и учения – это наши конкуренты, но бороться за истину христианин должен словом и примером своей жизни, а никак не административными ресурсами.

— А что значит, викарный, викарный священник?

— Викариус – с латинского "заместитель". Викарный священник – это заместитель настоятеля. Я – заместитель настоятеля, правда, самого настоятеля пока нет.

У нас сейчас смена власти происходит. Один настоятель уезжает, другой приезжает. Всё пока на заместителе держится. Нового настоятели мы увидим где-то с середины августа. На самом деле он новый старый. Это тот настоятель, который в 1997 году и купил эту квартиру. Он был 12 лет здесь настоятелем. Отец Леонид .

— Как вы сами здесь, в Севастополе, оказались?

— Узнал от разных священников, что в Крыму нехватка священников, сконтактировался с епископом Яцеком, и он пригласил меня сюда служить. Сам я из Подмосковья. Моя миссия от епископа конкретная была заниматься передачей храма, возвращением. Занимался переговорами с властями, сейчас занимаюсь оформлением бумаг.

Ситуация с храмом

— А обязанностью настоятеля будет курировать реконструкцию храма. Надеемся, до осени бумаги о праве собственности получим, потом первым делом будем делать оценку здания. Что в какой сохранности, что в какой аварийности. После чего – проект реконструкции. Тут, конечно, нужны хорошие специалисты, будем искать. Потому что реконструкция – это не стройка. Всё же здание выявлено как объект культурного наследия. Думаю, в этом году будет только бумажная часть.

В цокольной части храма до его закрытия находилась часовня для отпевания усопших. Скорее всего, отремонтируем нижнюю часть, и там начнём богослужение. А верхнюю потихонечку будем реконструировать. Там работы гораздо-гораздо больше. Нижняя часть сохранена практически полностью, там надо внутри навести марафет.

— Вы примерно можете сказать, во сколько обойдётся реконструкция?

— Даже боюсь представить. Сумма должна быть хорошая.

— Кто будет финансировать?

— Надо будет искать, что называется, добрых людей, какие-то фонды. Есть благотворительные организации. Будем обращаться.

— Александр, у вашей общины есть какие-то проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, и если есть, то какие?

— На сегодняшний момент проблем, слава Богу, нет. Ну вот была проблема с храмом. Я не вижу непреодолимых проблем. Пока, слава Богу, всё решается. Может, возникнут проблемы, когда приступим к реставрационным работам. Пока нам никто палки в колёса не вставляет. Я бы сказал, наоборот. В последнее время, наоборот, стали по-человечески относиться. Вспомнили, что есть и наша община тоже. На разные мероприятия приглашают. Это приятно. Мы же тоже часть города. Не противопоставляем себя, не являемся какими-то там подпольщиками. А то, может, кто-то думает: "Вот, католики, где-то там прячутся на квартире, какие-то коварные планы строят" ( смеётся ). Нет, мы органическая часть города.

СПРАВКА

Римско-католический храм был построен в 1911 году на добровольные пожертвования католиков. Их численность в Севастополе на тот момент была 3 тыс. человек, 2/3 которых составляли военнослужащие Черноморского флота. Главным Командиром Черноморского флота адмиралом Михаилом Лазаревым было представлено прошение императору Николаю I о постройке церкви за счет казны. В 30-е годы XIX века был отведен участок земли и начато заготовление строительных материалов, но в период Крымской войны в 1854 году молитвенный дом был разрушен во время бомбардировки города.

В 1936 году священник Матвей Гудайтис, возглавлявший приход, был расстрелян, а храм закрыт. В период обороны Севастополя, в 1941-1942 годы, в его здании располагался радиоузел. Во время войны костел пострадал от бомбардировок, но около 80% здания уцелело. В 1958 году по проекту архитектора Брауде храм был перестроен под кинотеатр.

На сегодняшний день здание находится в оперативном управлении ГАУ "Севастополь кино" как объект культуры и имеет статус кинотеатра. Севастопольская римско-католическая община воссоздана в 1992 году. С 1997 года богослужения проводятся в приспособленном помещении, расположенном непосредственно у здания кинотеатра "Дружба".

 
По теме
 
Малый престольный праздник отметила община храма Святителя Николая в Камышовой бухте - Севастопольское Благочиние 19 декабря Русская Православная Церковь отмечает День памяти святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца,  того, кто считается «всех предстателем и заступником, всех скорбных утешителем, всех сущих в бедах прибежищем,
19.12.2018
 
20 декабря в Морской библиотеке состоится подведение итогов Славянского хода-2018 «Крымский мост» - Севастопольское Благочиние 20 декабря (четверг) в Морской библиотеке им. адмирала М.П.Лазарева в 17-00 состоится встреча с участниками Славянского хода-2018 «Крымский мост» Севастополь – Москва – Мурманск – Североморск.
18.12.2018
 
ОБРАЩЕНИЕ Священного Синода Украинской Православной Церкви к архипастырям, пастырям, монашеству и верующим от 17 декабря 2018 года  Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
18.12.2018
19 декабря Православная Церковь празднует память великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.
18.12.2018
 
Военнослужащие военной полиции приведены к воинской присяге на площади Свято-Владимирского собора в Херсонесе - Севастопольское Благочиние 15 декабря на площади Свято-Владимирского собора в Херсонесе состоялась принятие воинской присяги военнослужащими военной полиции ЧФ РФ.
17.12.2018
Самые в России - RuInformer.Com   В 2018 году в России произошло много событий. Мы собрали трагические моменты уходящего года.
19.12.2018 RuInformer.Com
За прошедшую неделю два несовершеннолетних пассажира стали участниками дорожно-транспортных происшествий, находясь в салоне маршрутных автобусов, сообщает управление ГИБДД УМВД России по Севастополю.
19.12.2018 Вести Севастополя
Севастопольский городской суд обязал кадастрового инженера, по вине которого не состоялась регистрация земельного участка, вернуть сумму по договору подряда, выплатить штраф и компенсацию морального вреда.
18.12.2018 Севастопольская газета
Сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым выявили гражданина Украины, пытавшегося бесконтрольно провезти на территорию полуострова вещество для создания наркотиков.
17.12.2018 Севастопольская газета
Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю завершено расследование уголовного дела в отношении сотрудницы ГБОУ «Севастопольский политехнический лицей».
17.12.2018 Севастопольская газета
В понедельник, 19 ноября, штормовой ветер повалил 7-метровый металлический крест, венчавший Скалу Явления святого Георгия напротив Яшмового пляжа.
21.11.2018 Севастопольская газета
Афиша мероприятия - Севастопольская газета Временно находясь в помещении кинотеатра «Москва», сотрудники Севастопольского художественного музея им.Крошицкого подготовили программу подготовки к Новому году.
18.12.2018 Севастопольская газета
Афиша выставки - Севастопольская газета В четверг, 27 декабря, в 17.00 в арт-отеле «Украина» откроется традиционная выставка крымских художников под названием «Новогодний подарок».
18.12.2018 Севастопольская газета
Донецкий поэт и бард Владимир Скобцов презентовал в Севастопольской Морской библиотеке им.Лазарева сборник своих стихов «Металл Сопротивления», а до этого посетил редакцию «Севастопольской газеты».
18.12.2018 Севастопольская газета
Севастопольский художественный музей имени Крошицкого подготовил рождественскую программу под названием «В зимний вечер у камина».
18.12.2018 Севастопольская газета
ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА Зима вступила в свои права, и официальные соревнования по лёгкой атлетике теперь проходят на манеже крымской столицы, так как в нашем городе такое спортивное сооружение отсутствует.
17.12.2018 Газета Севастопольская правда
Севастопольский городской суд обязал управление по делам молодежи и спорта закупить недостающее оборудование для тренировок спортсменов в школе олимпийского резерва №2 (ул.Надежды Островской,19).
18.12.2018 Севастопольская газета
Наступил момент истины для сторонников и поклонников Алексея Чалого - RuInformer.Com   18 декабря были окончательно сброшены маски с людей, которые на протяжении долгих лет выдавали себя за патриотов и благодетелей Севастополя.С раннего утра сторонники «народного мэра» буквально бились в истерике,
19.12.2018 RuInformer.Com
За прошедшую неделю два несовершеннолетних пассажира стали участниками дорожно-транспортных происшествий, находясь в салоне маршрутных автобусов, сообщает управление ГИБДД УМВД России по Севастополю.
19.12.2018 Вести Севастополя